В 2018 году Ставропольская психиатрическая больница начала использовать телемедицинские технологии в сегменте «врач-врач»

Для пациентов это означает доступ к помощи экспертов из Центра психиатрии и неврологии им. В.М. Бехтерева (г. Санкт-Петербург) и Центра психиатрии и наркологии им. В.П. Сербского (г. Москва). А для врачей больницы – возможность систематически консультироваться со старшими коллегами и учеными с мировым именем. Как и любая новая технология, в общественном сознании телемедицина пока окутана ореолом таинственности. И если докторам польза от новой технологии очевидна, то пациентам приходится разъяснять нюансы. Разъясняем!

Справка: Телемедицина — Использование компьютерных и телекоммуникационных технологий для обмена медицинской информацией. Является одним из наиболее быстро растущих сегментов здравоохранения в мире (ист. Википедия). В России история телемедицины началась в 1995 году. В июле 2017 года был подписан федеральный закон (242-ФЗ), который определяет понятие «телемедицинские технологии» и регулирует правила их применения. По характеру взаимодействия участников телемедицину подразделяют на два крупных сегмента: «врач-врач» и «пациент-врач».

В Ставропольской психиатрической больнице с прошлого года успешно консультируют пациентов по протоколу «врач – врач». Эта инициатива исходила от специалистов центра им. В.М. Бехтерева, которые проводили аудит в Психиатрической больнице в конце 2018 года. Совсем скоро к консультациям «врач – врач» добавится формат «пациент – врач». Пока ставропольские психиатры успешно осваивают квоту 7-10 консультаций в месяц, в дальнейшем число пациентов, которые смогут получить помощь экспертов из центра, будет только расти. Какие вопросы затрагиваются на этих консультациях? Прежде всего на обсуждение выносятся случаи, когда постановка диагноза сопряжена с трудностями. «Бывает, возникают сложности с подбором терапии: пациенту не становится легче в те сроки, которые установлены стандартами, что-то выходит за рамки привычного состояния больного, – комментирует Татьяна Кундухова, заместитель главного врача СККСПБ №1 по медицинской части, –  На обсуждение могут выноситься и экспертные случаи, когда от принятого докторами решения зависит судьба пациента и его семьи. Это могут быть вопросы реабилитации больных, экспертиза трудоспособности, лечение детей и подростков».

Важно понимать, что все видеоконференции, на которых обсуждаются конкретные истории болезни, проходят по защищенным каналам связи. Процедура подбора случаев для консультаций по технологии телемедицины такая: лечащий доктор обсуждает того или иного пациента с заведующим отделением. Заведующий докладывает курирующему заместителю главного врача, а тот уже формирует список пациентов, чьи истории обсудят на консилиуме. Эксперту, в центр, заранее отправляется пакет документов (куда обязательно включается паспорт, страховой полис, выписка из истории болезни), после изучения этих документов устанавливается связь и доктора начинают общаться между собой.

«И пациенты с большой охотой соглашаются на эти консультации, – рассказывает Татьяна Всеволодовна, – когда мы им говорим, что есть такая возможность, они (или их родственники) очень оперативно собирают необходимый пакет документов. Мы ни разу не столкнулись с недоверием или негативным отношением больных, они прекрасно понимают, что с нашей стороны делается все возможное, чтобы защитить их персональные данные и сохранить врачебную тайну. А сам консилиум – это редкая для пациента возможность бесплатно получить экспертное мнение из Москвы или Санкт-Петербурга». Да, больной, в частном порядке, может обратиться в тот же институт им. В.М. Бехтерева, выждать огромную очередь и получить платную консультацию. Ставропольская психиатрическая больница дает своим пациентам такую возможность совершенно бесплатно.

Телемедицина как альтернатива самолечению

Известный российский гематолог, академик РАН, А.И. Воробьев в своих выступлениях неоднократно подчеркивал: «Несопоставимо с прошлым выросла грамотность пациента, скорость его доступа к информации, связи с любым человеком в мире! Система самолечения превратилась в гигантскую действующую отрасль! Нужно понять, что здравоохранение рассечено на две части: «я лечу себя сам» – и – «я обращаюсь к врачу». А между ними зияет пропасть, заполненная шарлатанами». С академиком сложно спорить, но и пациентов понять можно: далеко не у всех есть возможность преодолеть сотни, а может и тысячи, километров, чтобы попасть на очный прием к доктору с мировым именем. Не найдя помощи в районной поликлинике или областной больнице, человек пытается ее получить единственным доступным способом – через Интернет. Отчасти телемедицина решает эту проблему. Возможность законно и безопасно получить консультацию врача онлайн выводит пациента из «серой» зоны интернет-диагностики.

Скайп-диагностика или телемедицина?

Действующее законодательство запрещает докторам проводить первичные консультации пациентов удаленно.  Повторные консультации по протоколу «пациент – врач» разрешены, но только с использованием защищенного канала связи. Почему «заочные» первичные консультации невозможны в психиатрии и чем чревато Скайп-консультирование и для врача и для пациента, объясняет Татьяна Кундухова. «Консультации по Скайпу, даже вторичные, категорически запрещены, – говорит Татьяна Всеволодовна. – В первую очередь это нарушает права пациента и может привести к разглашению врачебной тайны и ненадлежащему использованию персональных данных, соединение по Скайпу не предусматривает зашифрованный канал связи. Другими словами, кто угодно может тайком подключиться к беседе и сделать запись с экрана или аудиозапись. Кроме того, психиатр не может ставить диагноз пациенту «заочно» – со слов родственников, по телефону, или по Скайпу. Врач любой специализации беседует с пациентом и осматривает его. Вот и психиатру не достаточно одной только беседы. Мы обращаем внимание на то, как выглядит пациент, насколько он опрятен, каково выражение его лица, как он вошел в кабинет и как он говорит, поза, в которой он сидит, его жесты. Все эти наблюдения чрезвычайно ценны для постановки диагноза. Часто мы уже предполагаем диагноз с первых секунд встречи с пациентом, буквально с того момента, как он вошел в кабинет. Случается и такое: пациент, беседуя с доктором, намеренно искажает информацию, иными словами, вводит врача в заблуждение, чтобы не продемонстрировать болезнь. И подобные случаи нередко встречались в моей практике».

Предупреждение: Сейчас в Рунете функционирует масса сервисов, которые готовы предложить вам «диагностику» и «рекомендации по лечению» онлайн. На своих страницах в сети эти сервисы могут заявлять вполне благие цели, однако искать там помощь психиатра явно не стоит. Если некто в Интернете выдает себя за работника психиатрической службы (или искренне считает себя таковым) и предлагает вам онлайн-диагностику по Скайпу, называя это «телемедициной», вероятнее всего вы имеете дело с шарлатаном. Задумайтесь о своей безопасности и о качестве такой псевдопомощи. Примите во внимание то, что в ходе этой «консультации» не только «врач» не видит вас, но и вы не видите его. По ту сторону монитора может находиться кто угодно.

Телемедицина как основа наставничества

Уже полгода в Ставропольской психиатрической больнице телемедицинские технологии помогают пациентам обретать психическое здоровье. «Меня результаты очень радуют, – делится Татьяна Кундухова, – за время нашего сотрудничества со специалистами из Москвы и Петербурга нам ни разу не поменяли диагноз или план лечения, это говорит о квалификации наших специалистов, мы стали чувствовать себя более уверенно. Для начинающих врачей это колоссальная возможность получить опыт и поучиться у старших коллег. Очень ценно то, что больница дает такую возможность и нашим докторам, и нашим пациентам».