Как известно, мозг человека разделен на два полушария – левое и правое. Левое отвечает за рациональное мышление, логику, принятие решений. Правое – за образное мышление, эмоции, интуицию и творчество. У детей одинаково работают оба полушария, поэтому они легко берутся за новое, экспериментируют, пробуют себя в разных видах деятельности. С возрастом верх берет левое полушарие, человек начинает мыслить и принимать решения рационально. А творческое начало большинство взрослых утрачивают. Следствием доминирования левого полушария над правым нередко становятся зажатость и комплексы, неверие в себя, страх ошибиться. Всё это, само собой, не делает человека счастливей.

А что же делает? Психологи скажут в один голос – свобода. Свобода выражать себя, быть собой, открыто проявлять эмоции, творить в самом широком смысле слова.

Педагог-организатор Центра внешкольной работы Промышленного района г. Ставрополя Марина Озерова знает не понаслышке: в каждом человеке заложен потенциал для создания художественных образов и выражения внутреннего мира через них. У Марины Петровны богатейший опыт работы с детьми с различными ограничениями здоровья.


– Совершенно точно творчество никаких ограничений не знает, – утверждает педагог. – Главное – включить фантазию и действовать шаг за шагом.
Именно так и называются две программы, которые Озерова разработала для детей с ограниченными возможностями здоровья, – «Шаг за шагом» и «Фантазия». Цель обеих – адаптация и социализация ребенка в коллективе.

В начале декабря в Ставропольской психиатрической больнице №1 стартовал курс занятий для детей и взрослых по правополушарному рисованию. Участники – дети с особенностями психического развития и взрослые с инвалидностью вследствие психических заболеваний.

– Занятия проходят в двух группах — для детей и взрослых по 12 человек в каждой, – комментирует руководитель Клуба пациентов и их родственников, медицинский психолог Евгения Купцова.

По словам Марины Озеровой, несмотря на то что ключевым правилом техники правополушарного рисования считается отсутствие правил, в работе с людьми с ограничениями здоровья всё же следует придерживаться определенной последовательности, так что минимальный набор правил в её методике присутствует. Эти базовые рекомендации задают направление, но не создают жесткие рамки. Рисовать разрешается любыми кисточками и красками, можно использовать руки. Главное – отключить логику и обдумывание будущей работы. Как следствие, получаются совершенно разные, но фантастически яркие и неординарные рисунки.
– Надо не думать о процессе, а наслаждаться им! – подчеркивает педагог.

Организатор программы – Ставропольская краевая ассоциация психиатров, психотерапевтов, медицинских психологов и социальных работников при поддержке Фонда президентских грантов.

В планах провести 22 встречи в течение 2020 года.

Ожидаемый социально-психологический результат:
• расширение социальных связей за счет формирования реального круга общения
• улучшение настроения и эмоционального состояния участников
• развитие вербальных и невербальных коммуникативных навыков
• развитие навыков рефлексии и эмоционального сопереживания другим людям
• развитие навыков конструктивной организации досуговой деятельности
• расширение кругозора и активизация познавательного интереса
• поддержка когнитивных способностей
• развитие навыков творческого самовыражения
• развитие навыков эмоциональной саморегуляции.