17 сентября в 194 странах мира, в том числе в России, впервые отметили День безопасности пациента. Дата утверждена в мае 2019 года на Всемирной ассамблее здравоохранения. Цель Всемирного дня безопасности пациента –  повысить глобальную осведомленность о безопасности пациентов и поощрять солидарность в действиях, направленных на это.

В этот день в Ставропольской психиатрической больнице №1 прошли тематические мероприятия для пациентов и сотрудников с участием представителей Минздрава СК и Росздравнадзора.

Лариса Подшивалова

На встрече с персоналом больницы начальник отдела по осуществлению ведомственного контроля качества и безопасности медицинской деятельности министерства здравоохранения Ставропольского края Лариса Подшивалова отметила, что безопасность пациентов сегодня является одной из приоритетных задач российского здравоохранения.

На переднем плане слева направо: Татьяна Фомченко, Светлана Швыдкая, Юрий Боблов

– Проблема безопасности пациентов – это глобальная проблема, ее решение – в совместных усилиях всех заинтересованных сторон, начиная от правительства, органов здравоохранения всех уровней, медицинских работников, оказывающих помощь непосредственно, заканчивая самими пациентами и их родственниками. Сегодня здравоохранение ориентировано на то, чтобы медпомощь оказывалась качественно, своевременно и соблюдением всех норм безопасности, – подчеркнула специалист.

Заместитель руководителя Территориального органа Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения по Ставропольскому краю Марина Лиховидова также сделала акцент на необходимости консолидации усилий разных ведомств по обеспечению безопасности пациентов.

Марина Лиховидова

– Медицинская помощь не должна причинять вреда никому. И тем не менее небезопасное оказание медпомощи является одной из 10 основных причин смерти и инвалидности во всем мире.

Специалист назвала основные виды безопасности при осуществлении медицинской деятельности – это лекарственная, эпидемиологическая, хирургическая безопасность, а также безопасность среды и информационная безопасность.

– По данным ВОЗ, вред, причиняемый пациентам в результате нежелательных событий, можно предотвратить почти в 50 % случаев. Для этого необходимо снизить до приемлемого минимума риск таких событий и полностью исключить потенциально предотвратимые ошибки, – подытожила Лиховидова.

Далее выступила руководитель отдела управления качеством медицинской деятельности СККСПБ №1 Татьяна Бурнадз. Специалист познакомила присутствующих с международными и национальными стандартами и моделями управления как инструментами повышения безопасности в здравоохранении.

Татьяна Бурнадз

По словам специалиста, одним из условий повышения безопасности является признание и открытое обсуждение врачебных ошибок с целью извлечения уроков. Для этого в медорганизации должны быть созданы такие условия работы, при которых акцент ставится не на поиске и наказании виновных, а на воспитании чувства ответственности у работников всех уровней.

Николай Пелих, заместитель главного врача по эпидемиологической работе, рассказал об организации системы обеспечения эпидемиологической безопасности пациентов и персонала в медучреждении.

Николай Пелих

Под инфекциями, связанными с оказанием медицинской помощи (ИСМП), подразумеваются инфекции, возникающие при оказании любых видов медицинской помощи, независимо от места ее оказания.

Не обошли вниманием на совещании и информационную безопасность. Доклад на эту тему представила инженер по защите информации отдела информатизации и защиты информации Анастасия Зайцева.

Анастасия Зайцева

Завершилось мероприятие обсуждением такой важной проблемы, как обеспечение лекарственной безопасности в медорганизации.

Яна Харитонова

Врач-клинический фармаколог отдела управления качеством медицинской деятельности Яна Харитонова рассказала о наиболее частых ошибках, связанных с использованием медикаментов, а также об организации мероприятий по безопасному применению лекарственных препаратов – таких как обучение персонала и внутренний контроль качества.

В этот же день специалистами больницы были прочитаны лекции для пациентов с разъяснением их прав и обязанностей при получении медицинских услуг.