Весной этого года по всей стране началась глобальная проверка психоневрологических интернатов (ПНИ). Проверку инициировало федеральное Министерство труда и лично Татьяна Голикова. К проекту подключились специалисты Национального медицинского исследовательского центра психиатрии и наркологии имени В.П.Сербского, готовность участвовать в проверке лично выразил директор центра, главный внештатный психиатр Минздрава Зураб Кекелидзе.

Зураб Кекелидзе

“Целью этой работы является оценка состояния граждан, возможность применения иных форм работы, включая сопровождаемое проживание, проживание в замещающих семьях на дому, определение по каждому гражданину необходимых мер поддержки, социального и медицинского сопровождения”, – заявила на заседании Совета при правительстве РФ по вопросам попечительства в социальной сфере вице-премьер Татьяна Голикова (источник цитаты – ИА “Интерфакс”)

Татьяна Гликова

Справка: что такое ПНИ и кто в них содержится?

Психоневрологический интернат – это особый тип социально-медицинского учреждения, в котором постоянно или временно проживают люди, страдающие психическими расстройствами и нуждающиеся в непрерывном уходе. Согласно официальной статистике Министерства здравоохранения РФ почти 70% проживающих в ПНИ имеют умственную отсталость различной степени и в связи с этим социально дезадаптированы.

В Ставропольском крае проверка проходила в августе, были осмотрены все 10 интернатов, располагающихся на территории края. О том, что именно интересовало экспертов и каковы предварительные выводы, рассказывает заместитель главного врача Ставропольской клинической психиатрической больницы Татьяна Кундухова

В Ставропольском крае проверка проходила в августе, были осмотрены все 10 интернатов, располагающихся на территории края. О том, что именно интересовало экспертов и каковы предварительные выводы, рассказывает заместитель главного врача Ставропольской клинической психиатрической больницы Татьяна Кундухова

Татьяна Кундухова

 Татьяна Всеволодовна, какова была основная цель проверяющих?
Главным образом, мы хотели определить обоснованность направления пациентов на проживание в ПНИ, а также уточнить статус каждого проживающего: дееспособен человек или недееспособен. Нам нужно было выявить тех, кто клинически недееспособен, но не имеет такого правового статуса, и наоборот – людей, юридически недееспособных, но клинически дееспособных. И конечно, особое внимание мы уделили условиям, в которых живут пациенты, нас интересовало, насколько они обеспечены одеждой, лекарствами, средствами личной гигиены, как они питаются, как проводят досуг. Также мы хотели выявить побочные действия специализированных лекарственных препаратов, которыми лечат проживающих в интернатах.

Вы общались лично с пациентами?
Конечно, каждый пациент получил полноценную консультацию комиссии: итого мы осмотрели  2785 взрослых и 120 детей. Благодаря тому, что мы сформировали 4 бригады специалистов, удалось проверить все 10 краевых интернатов за 4 дня. Каждому пациенту по результатам осмотра был присвоен один из семи статусов-карт, а все необходимые данные вносились в специальные анкеты, которые будут анализировать эксперты из института Сербского и Минтруда. Кстати, наши врачи приняли участие в разработке этих анкет и анкеты теперь применяются для проверки
ПНИ на территории всей России.

Расскажите подробнее о бригадах: кто входил в состав?
Каждую бригаду возглавлял специалист института Сербского, в состав команды входили два наших врача-психиатра и один представитель Министерства труда РФ.

К каким выводам пришли проверяющие?
Об общем заключении говорить пока рано. Для того, чтобы сформировать отчет по итогам проверки, специалисты института Сербского должны проанализировать 40 тысяч анкет, которые получены из учреждений всей страны. Можно пока сказать о том впечатлении, которое осталось у экспертов от учреждений Ставропольского края. Оно очень благоприятное: проживающие находятся в достойных условиях, получают необходимый уход, еду, одежду, лечение. Меня особенно радует то, что мы не выявили ниодного дефекта медикаментозной терапии. По итогам проверки не нашли ни одного пациента, которого можно было передать под опеку родственников, вернуть в семью. Другими словами, ни одному пациенту дома родственники не в силах создать таких условий ухода, проживания и лечения, которые необходимы в соответствии с его возрастом и состоянием здоровья.

Не стоит забывать и о том, что ПНИ на Ставрополье хорошо интегрированы в краевую систему медицинской помощи. В тех случаях, когда местный психиатр не справляется с обострением, пациент направляется на госпитализацию в одну из психиатрических больниц края (их на ставрополье семь). Я могу с уверенностью сказать, что пациенты Ставропольских краевых ПНИ социально и медицински защищены.

Справка: Что такое дееспособность?

Следует разделять понятия клинической и юридической дееспособности. С юридической точки зрения – это способность гражданина приобретать и осуществлять свои права, а также осознавать свои обязанности и исполнять их. Например, и юридически и клинически дееспособный человек может не просто поставить свою подпись в документе, но и понять, о чем в этом документе речь и какие последствия повлечет за собой подписание документа. С точки зрения российских законов гражданин не должен априори доказывать свою дееспособность – она приобретается им по мере взросления. Скажем, с 14 до 18 лет подросток ограничен в некоторых правах, с 18 лет каждый гражданин России считается полностью дееспособным. Иными словами, мы все, по умолчанию, дееспособны, если не доказано другое. 

Случается, что человек заболевает психическим расстройством и из-за проявлений этого расстройства перестает понимать значение своих действий и находится уже как-бы не в контакте с реальностью, перестает ориентироваться в окружающей обстановке. Чаще всего так себя проявляют тяжелые психические болезни. Как правило такой заболевший теряет возможность самостоятельно справляться даже с повседневными делами: он не может ходить на работу, обслуживать себя в быту, ухаживать за собой, платить по счетам и так далее. Это явление называется социальной дезадаптацией. Тогда есть смысл говорить о том, что человек утратил клиническую дееспособность и его стоит признать юридически недееспособным. Врачи-психиатры проводят экспертизу, в ходе которой определяют не только диагноз, но и степень тяжести заболевания и то, как болезнь влияет на жизнь человека и насколько он клинически дееспособен. Однако окончательное решение о признании пациента частично или полностью недееспособным может вынести только суд. Как и любое решение суда, это решение может быть оспорено в течение 10 дней. Важно помнить о том, что психическое расстройство как таковое не предполагает обязательную утрату дееспособности.

Авторство фото:

Фото Зураба Кекелидзе с официального сайта ФГБУ “Национальный медицинский исследовательский центр психиатрии и наркологии имени В.П.Сербского” Минздрава России 

Фото совещания у вице-премьера с сайте Правительства России

Фото Татьяны Кундуховой предоставлено Ставропольской психиатрической больницей

Иллюстрации к данной публикации взяты из общедоступной библиотеки изображений https://www.freepik.com/ и из открытых источников.
Об использовании иллюстраций из библиотеки Freepik подробно можно прочесть здесь