Аутизм (расстройства аутистического спектра, РАС) – это группа психических расстройств, для которых характерно нарушение процесса общения и передачи информации другим людям, ограниченное, повторяющееся и стереотипное поведение.

Аутизм может начать проявляться уже в первый год жизни, а более четкие симптомы – к 2-3 годам. Вот возможные признаки:

  • ребенок не реагируют на свое имя, у него нет зрительного контакта с окружающими (в 8 месяцев);
  • указательный жест отсутствует (в 1 год);
  • не понимает речь, не разговаривает, не пытается начать диалог, нетипичное поведение во время игр (в 1,5 года);
  • ребенок ничего не повторяет за взрослыми, не стремится общаться во время игр, у него маленький словарный запас.

Более четкие симптомы появляются в 2-3 года. Ребенок повторяет спонтанно услышанные фразы или звуки, не может вести диалог, отсутствует указательный жест, не концентрируется и не удерживает внимание на чем-либо, может подолгу сидеть на одном месте и раскачиваться, не интересуется игрушками, для игры использует неигровые предметы, любит выкладывать их в ряд, у него наблюдается задержка в развитии.

«Триада нарушений»

Все симптомы РАС делят на три большие группы нарушений: в сфере общения, в сфере воображения и в социальной сфере.

Нарушение с сфере воображения:

  • однообразные игры,
  • ограниченный набор действий в игре: крутит предмет, постукивает им, потряхивает кистями рук, выкрики, удары, прыжки, раскачивание всем телом. Все эти действия могут повторяться многократно,
  • концентрация во время игры на несущественных деталях, а не на всей или объекте/идее в целом.

Нарушение в сфере социального взаимодействия:

  • отказывается от общения с окружающими,
  • не проявляет интерес к общению и не выступает с инициативой,
  • любое навязанное общение быстро сходит на «нет».

Нарушения в сфере общения:

  • из-за отсутствия указательного жеста, ребенок с РАС не указывает на него взрослому, а просто подводит к нему,
  • из-за задержки речевого развития общение с окружающими становится трудной задачей,
  • нет стремления использовать речь, как средство общения,
  • дети с РАС могут не понимать привычных жестов, мимику, интонацию голоса или неправильно это трактовать,
  • в речи могут не использовать личные местоимения и употреблять придуманные слова;
  • фонетические и грамматические ошибки.

Другие возможные симптомы: стереотипность поведения, требование ходить одним и тем же маршрутом, держат предметы на одних и тех же местах и не нарушать этот рутинный порядок. Нетипичная реакция на звуки, свет, голоса и другие внешние раздражители, нарушение моторики, избирательность в еде.

Аутизм – это расстройство, которое не поддается полному излечению, но при правильной терапии, ранней, эффективной и постоянной, можно снизить выраженность симптомов заболевания.

При подозрениях и сомнениях не нужно заниматься самодиагностикой и пытаться по информации из интернета и словам знакомых поставить диагноз. Можно потерять драгоценное время или начать лечиться от болезни, которой у вашего ребенка нет. Нужно не паниковать, а обратиться к доктору.

Иллюстрации сгенерированы ИИ.