Речь идет о детях, склонных к суицидальному поведению. Задача взрослых – вовремя заметить неладное, быть внимательными, чуткими и своевременно протянуть руку помощи. О том, как поддержать подростка, не дать ему сделать роковой шаг рассказала медицинский психолог Ставропольской краевой психиатрической больницы №1 Марина Новикова.
– Групп риска несколько. Это могут быть дети с так называемым синдромом отличника, от которых родители и учителя ждут сначала больших успехов в учебе, а впоследствии в спорте, творчестве, науке. Но у ребенка может не хватать способностей, желания, мотивации, сил достигать поставленных родителями целей, и он чувствует себя в тупике. Также в группе риска дети, у которых резко снижаются показатели в учебе, и они не справляются с возникшими из-за этого проблемами. Суицидальное поведение может возникать у детей с повышенной тревожностью, склонных к депрессиям, особенно в пубертатном периоде. В этот момент ребенок становятся особенно восприимчивым к происходящему вокруг и внутри него.
– Насколько, по Вашему мнению, важны взаимоотношения в семье, если мы говорим о факторах риска?
– Негативный климат в семье – один из ключевых факторов, влияющих на возникновение суицидального поведения. Так, контакт между детьми и родителями может быть нарушен в асоциальной семье, где злоупотребляют алкоголем. Причиной может стать использование родителями методов воспитания, которые не подходят ребенку и вызывают у него только негативные эмоции. Он сопротивляется любой попытке наладить с ним отношения и поговорить.
Большая проблема – незнание родителей, как проявляются нарушения психического здоровья. Порой родственники не замечают странностей в поведении ребенка. А если замечают и понимают, что есть проблема – не обращаться за профессиональной помощью к психологу или психиатру, потому что боятся осуждения общества. Люди ошибочно думают, что ребенок «перерастет» и «все пройдет само». Это заблуждение. Ситуация может только усугубиться, и в перспективе психическое расстройство будет выявлено на позднем этапе, потребуется больше времени и сил на лечение.
– И все-таки, с точки зрения клинической психологии, почему подросток может совершить роковой поступок?
– Мотивами выступают чувства обиды, одиночества, отчуждения и непонимания. Иногда подростку кажется, что его больше не любят, это может быть мнимая или реальная ситуация, неразделенное чувство, ревность…К факторам, способным подтолкнуть к роковому шагу также относятся переживания, связанные со смертью близкого человека, разводом родителей. Также опасны состояния вины, стыда, оскорбленного самолюбия, самообвинения, боязнь позора, насмешек или унижений, страх наказания, нежелание извиниться. Еще одна группа – любовные неудачи, сексуальные эксцессы, беременность. Порой фатально заканчивается совершение демонстративно-шантажных попыток суицида из желания привлечь к себе внимание, когда истинного намерения уйти из жизни нет. Назову также фактор сочувствия или подражания значимым людям, героям фильмов, кумирам.
– Какой совет Вы можете дать родителям?
– Самое главное – установить заботливые взаимоотношения с ребенком. Он должен понимать: когда что-то случится, ему необязательно прибегать к крайним решениям – можно прийти к близким людям и получить от них помощь, поддержку, заботу. Важно всегда внимательно слушать ребенка, не отмахиваться от его проблем. Тогда ему будет понятно, что в нем заинтересованы, и для близких людей он важен. Быть искренним в общении, спокойно и доходчиво спрашивать о тревожащей ситуации. Расспрашивать его о жизни, уважительно относиться к тому, что для ребенка важно, даже если вам это кажется незначительным. Не начинайте общение с претензий, даже если ребенок что-то сделал не так. Замечания, сделанные с порога, и замечания, сделанные во время заинтересованного разговора, будут звучать по-разному. Нужно помочь определить источник психологического дискомфорта. Если он известен, больше шансов справиться с переживаниями. Вселять надежду, что все проблемы можно решить конструктивно, а суицид и самоповреждения – путь в никуда. Говорить на такие серьезные темы, как жизнь, смысл жизни, дружба, любовь, смерть, предательство. Так у ребенка появится понимание ценности жизни самой по себе, перспектива, осознание его личных ресурсов, с помощью которых он может справиться со своими переживаниями. Поддерживайте ребенка в реализации в настоящем! Если он хочет чего-то достичь, чему-то научиться, что-то освоить, важно ему помогать и подкреплять это желание. Очень важно найти баланс между предоставлением свободы и родительским руководством, между выстраиванием доверительных отношений и соблюдением личных границ. Хочу обратить особое внимание: если вы понимаете, что контакт с ребенком не удается сохранить, если ребенок отдалятся, вам кажется, что он может совершить роковой поступок, незамедлительно обратиться к психологу, психиатру.
В Ставропольской краевой психиатрической больнице №1 круглосуточно, бесплатно и анонимно работает Телефон доверия. Экстренную психологическую помощь оказывают профессиональные психологи по номеру: (8652) 99-17-86.
Иллюстрация к данной публикации взята из общедоступной библиотеки изображений https://www.freepik.com/ и из открытых источников.
Об использовании иллюстраций из библиотеки Freepik подробно можно прочесть здесь