Кибербуллинг – современная форма психологического насилия в интернете. Чаще всего под понятием «кибербуллинга» понимают любые издевательства в интернет-пространстве: различного рода оскорбления, клевету, угрозы, шантаж, травлю, взлом личных данных. Цель кибербуллинга – причинить моральный вред жертве.
Возможно, ваш ребенок стал жертвой кибербуллинга, если:
- изменилось настроение, поведение;
- внезапно стал проводить в Интернете намного больше времени, чем до этого, или, наоборот, перестал заходить в свой профиль в социальной сети;
- изменил поведение в онлайне и/или стал реже выходить в интернет, пользоваться мессенджерами;
- появилась запуганность, боится идти в школу и/или на занятия в кружки или секции;
- опасается выходить в интернет;
- нервно реагирует на сигнал смартфона о новом сообщении;
- появились оскорбительные или унизительные изображения и сообщения в сети;
- он удалил страницы в социальных сетях, либо сделал их анонимными или неузнаваемыми, не объясняя причин.
Помочь в этом случае можно следующим образом:
Не закрывать на это глаза! Не вешать на ребенка ответственность: «Справляйся сам»! Не учить ребенка ответной агрессии: «Учись давать сдачи»! Не ругать / обвинять ребенка!
— Сохранять спокойствие самим и успокоить ребенка.
— Дать ребенку понять, что вы владеете ситуацией, готовы помочь и не станете его ругать и осуждать.
— Важно найти ответы на вопросы: когда возник конфликт? Что стало причиной? Кто принимает участие в травле? Существует ли угроза здоровью или жизни ребенка?
— Собрать доказательства травли. Сохранить все возможные свидетельства происходящего (скриншоты экрана, электронные письма, фотографии и т.п.).
— Научить, что лучший способ остановить травлю — игнорировать обидчиков.
— Помочь ребенку заблокировать агрессоров или добавить их в «черный список».
— Иногда стоит временно удалить аккаунт на тех ресурсах, где происходит травля.
— Если травля происходит в открытом сообществе или группе, обратитесь к администраторам ресурса с просьбой заблокировать аккаунты обидчиков, прикрепите скриншоты со свидетельством кибербуллинга.
— Если в травле участвуют ученики школы, расскажите о ситуации классному руководителю, школьному психологу, директору.
— Если существует угроза здоровью и жизни ребенка, обратитесь в правоохранительные органы, приложив к заявлению собранные доказательства.
Но может быть и обратная ситуация, когда ваш ребенок является не жертвой кибербуллинга, а агрессором. Для агрессора «игра в сильного» может обернуться в будущем проявлением асоциальных черт личности, проблемами в близких отношениях. Возможно, что подобное агрессивное поведение со сторон ребенка является крик о помощи, о недостатке внимания и заботы со стороны родителя. Обидчик нуждается в своевременном внимании и помощи. В таком случае, не надо ругать, кричать, бить. Так вы подкрепляете у ребенка уверенность в том, что мир состоит из сильных и слабых. И сильный проявляет агрессию к слабому. Не надо стыдить, вызывать чувство вины. Стыд и страх стыда, вина — одно из уязвимых мест агрессора, которые и толкают их на самоутверждение за счет жертвы. Если вы узнали, что ваш ребенок агрессирует в интернет-пространстве, важно провести с ним серьезный разговор:
- Выясните причину. Спокойно расскажите ребенку, что вы видите, насколько агрессивно он ведет себя в Сети и что это вас очень беспокоит. Расспросите его, откуда взялась ненависть к жертве, что послужило тому причиной. Если изначальной причиной был конфликт, вместе порассуждайте, можно ли ситуацию разрешить по-другому, более мирным путем. Если ребенок ведет себя агрессивно, «потому что все так делают», поговорите с ним, что быть как все – не лучшая тактика, куда практичнее всегда думать собственным умом. Объясните также, что злые шутки «по приколу» – тоже не идеал юмора, ведь юмор – это когда смешно всем. Подтолкните его к вопросу: разве тебе было бы смешно, обойдись кто-нибудь с тобой так же? Попросите ребенка посмотреть со стороны на ситуацию и ответить еще на один простой вопрос: в чем смысл твоей агрессии?
- Четко назовите то, что происходит: «То, что вы делаете, — это насилие». Чаще всего для детей это выглядит безобидной игрой или проявлением личной неприязни.
- Попросите поставить себя на место жертвы, описывая конкретные действия: «Вот представь, ты заходишь в онлайн, а у тебя куча личных сообщений со всякими гадостями, на твоей стене размещают твои же фотки с оскорбительными надписями. И все будто соревнуются в том, чтобы побольнее тебя укусить в комментариях».
- Расскажите, что такое цифровая репутация. Объясните ребенку, что любые комментарии, посты, видео, фото и пр. остаются в сети навсегда. Расскажите, что в будущем они могут повлиять на решение потенциального работодателя и он лишится работы, о которой, может быть, долго-долго мечтал. Или его недоброжелатель использует их в качестве компромата, чтобы навредить репутации, когда ребенок вырастет и добьется карьерных высот.
- Напомните об ответственности перед законом. Четко доведите до ребенка: человек, которого он сейчас травит и оскорбляет, имеет полное право обратиться в полицию, а это грозит административным, а в некоторых случаях даже уголовным делом. Предложите вместе просмотреть посты и комментарии, которые были адресованы жертве, и по возможности удалите их.
- Научите управлять стрессом. Через онлайн-агрессию ребенок может пытаться облегчить свои переживания, стресс. Попробуйте поговорить о том, что тревожит ребенка. Предложите ему мирные способы выпустить пар.
Если вы столкнулись с подобной ситуацией в вашей семье, не знаете, что с ней делать, как найти выход и справиться с проблемой, вы можете обратиться к специалистам. Есть возможность получить психиатрическую и психологическую помощь в ГБУЗ СК «СККСПБ№1». Для записи к детскому врачу-психиатру и детскому психологу, можно обратиться по телефону +7 (8652) 99-17-83. Экстренную психологическую помощь Вы можете получить по круглосуточному Телефону доверия +7 (8652) 99-17-86, написать на сайт «Телефона доверия»: http://helpline.stavpb.ru/